Социально-педагогическая и психологическая служба

Социальный педагог | Педагог-психолог | Задать вопрос



Социально-педагогическое  и психологическое
    сопровождение  личности обучающихся,
    профессиональное  самоопределение как педагогическая проблема

Личность человека формируется и развивается под влиянием  многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных,  внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей,  действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не  пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и  развития, т.е. вольно или невольно включается в социальные отношения, а в них,  выступая в роли организатора развития личности с учетом социальной среды, -  социально-педагогическую деятельность.

Психологическое сопровождение –   вся система  профессиональной деятельности  психолога, направленная на создание  социально-психологических условий для  эмоционального благополучия, успешного развития,  воспитания и обучения личности учащегося  в ситуациях социально-педагогического  взаимодействия,  организованных в рамках образовательного  учреждения.
  Понятие  «социально-педагогическое сопровождение» - одно из значимых в педагогической  науке. Оно подчеркивает тот факт, что в процессе обучения, воспитания и  развития личности нужно использовать не только педагогические средства,  возможности педагога, способности обучаемого или воспитанника, как отдельной  личности, но и широкие возможности социальной среды, социума, как  дополнительного педагогического средства воздействия на личность. Оно отражает  взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с социумом,  реализацию его потенциальных возможностей в педагогическом процессе.

 

Социально-педагогическое  сопровождение не подменяет образовательный процесс, оно способствует адаптации  учащегося  к образовательному процессу,  его интеграции в социокультурную среду образовательного учреждения, успешному  овладению профессией.

Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях среднего  профессионального образования является обеспечение профессионально-личностного  развития учащихся.
    Практическая цель работы  социально  педагогического и психологического сопровождения – содействие личностному росту  и профессиональному становлению учащихся.

Основная задача - формирование самостоятельной, ответственной,  психологически здоровой и социально-мобильной личности, способной к успешной  социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
    Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся  также являются:
 

Основными направлениями деятельности   социально-педагогического и психологического сопровождения являются:
    Психологическая  диагностика – изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся  с целью:
 

Психологическое  консультирование – оказание психологической помощи в специально организованном  процессе психолога и учащегося, в ходе которого оказывается помощь: 

Профилактическая  работа – содействие полноценному психическому развитию учащихся: 

Методическая работа –  направлена на решение следующих задач: 

Психокоррекционная  работа – систематическая работа психолога и социального педагога с учащимися,  имеющими отклонения в психическом и личностном развитии, а также с учащимися,  отнесенными к категории «группы риска». Коррекционная работа может осуществляться в форме  индивидуальных и групповых занятий в форме тренингов.

Работа  коллектива колледжа по социально-педагогическому
    и психологическому становлению  личности учащихся

Целью  психолого-педагогического сопровождения учащихся является максимальное  содействие профессионально-личностному развитию каждого.
  Приоритетные направления  работы связаны с определенными периодами обучения. Их выбор обусловлен проблемами,  сопровождающими развитие учащихся.
  1 направление – адаптация первокурсников.
  Цель: профилактика и  коррекция дезадаптации у первокурсников.
  Задачи:
  1)содействие  социально-психологической адаптации в новом   коллективе;
  2) формирование устойчивой  мотивации учебной деятельности;
  3) сплочение коллектива  учебной группы.
  Содержание работы:
 

Содействие успешной адаптации.
  Посредством  социологических опросов и стандартных диагностических процедур проводится  изучение особенностей адаптации учащихся, интересов и затруднений в учебной  деятельности.
  Результатом является  составление социального портрета учащихся конкретной группы, изучение  социально-психологической комфортности учащихся, консультирование кураторов  групп по вопросам планирования внеклассных мероприятий и проведение  психологических занятий в рамках кураторских часов. Включение адаптационных  тренингов в образовательный процесс позволяет видеть учащегося независимо от  оценок его учебно-профессиональной деятельности, понимать его индивидуальность,  включить его в систему отношений, привлекать к значимой совместной  деятельности, изменять  место  учащегося  в структуре межличностных  отношений в коллективе сверстников.
  Материалы из опыта работы  социального педагога Столяровой О.М. по адаптации первокурсников 2008 года  набора представлены далее в данной работе.
  Индивидуальное сопровождение учащихся.
  На первом курсе неизбежно  выявляется контингент учащихся, требующих индивидуального подхода. При  организации работы с данной категорией детей   применяется комплексный подход. Учитываются социальные, педагогические и  психологические затруднения как ребенка, так и его семьи.
  2 направление - профессиональное самоопределение.
  Цель: дальнейшая  профессионализация.
  Задачи: содействие  формированию профессиональных целей и способностей к их реализации.
  Содействие профессиональному становлению.
  Проблема профессиональной  востребованности выпускников средних специальных учебных заведений в условиях  жесткой конкуренции тесно связана не только с качеством подготовки, но и  уровнем личностного развития. Настоящей находкой для любого работодателя являются  молодые специалисты, умеющие ставить цели в своей работе. Планировать их  достижение и брать на себя ответственность за результаты, обладающие  коммуникативными навыками и перспективным мышлением. Поэтому система подготовки  выпускников должна затрагивать вопросы личностного и профессионального  самоопределения, самобытности и индивидуальности в профессии.
  Будущие специалисты  подводятся к пониманию путей к овладению педагогической профессией, становления  собственного профессионального «Я», личностной и профессиональной  самореализации через осмысление сущности и специфики педагогической  деятельности, ее гуманистических целей и идеалов, осмысление воздействия  личности воспитателя на становление личности ребенка. Эти задачи решаются в  ходе преподавания таких учебных дисциплин, как «Введение в специальность»,  «Педагогика», «Психология».
  В данной работе  представлены материалы комплексов методического обеспечения из опыта  преподавания тем «Педагог: личность и профессия» (Богатырева А.А., дисциплина  «Педагогика») и «Личность педагога детского дошкольного учреждения» (Арабаджи  С.В., дисциплина «Психология»).
  Формирование  профессионально-значимых качеств личности, необходимых для педагогического  общения и межличностных отношений, снятие барьеров в сфере общения, овладение  навыками, необходимыми для проектирования коррекционно-развивающей деятельности  педагогов в работе с детьми и взрослыми происходит на факультативных занятиях,  таких как «Основы педагогического мастерства»,   «Психология общения (практикум)». В данной работе представлена программа  факультативного курса «Психология общения  (практикум)», разработанная и апробированная преподавателем колледжа Богдановой  Т.И.
  Формированию понятий о  личности как уровне развития индивида, об особенностях психологии межличностных  отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения  понимать психологию других людей: развитие чувств, необходимых для супружеской  и семейной жизни, владение навыками общения; представлений о роли семьи в  воспитании детей, её педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания,  воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической  культуры родителей, а также вооружению юношества конкретными знаниями и  умениями по самовоспитанию и воспитанию детей способствует изучение  факультативного курса «Этика и психология семейной жизни», разработанного  преподавателем колледжа Дойлидовой Л.И.
  Огромный потенциал в  решении проблем социально-педагогического и психологического сопровождения  личности учащихся, их профессионального самоопределения имеет внеурочная  деятельность педагогических работников колледжа.
  Материалы из опыта работы  по организации и проведению тематических часов куратора: «Тайны  декоративно-прикладного искусства» (Клочкова Н.Н.), «Путь в профессию,или они  учились в нашем колледже» (Столярова Н.А.), «Мое профессиональное настоящее и  будущее» (Семенова Е.П.); воспитателя общежития «Диалог с веком: нет вредным  привычкам!» (Билиба Л.И.), библиотекаря колледжа «Самовоспитание – успех моего  будущего» (Видасева Л.Н.) представлены далее в нашей работе.
  Таким образом, вся работа  социально-педагогического и психологического сопровождения учащихся, их  профессионального самоопределения представляет собой  комплексную модель, которая с одной стороны  интегрирует диагностику, консультативную работу, профилактическую работу,  тренинги и с другой стороны вовлекает в  модель сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся,  преподавателей, кураторов.