Социально-педагогическая и психологическая служба
Социальный педагог | Педагог-психолог | Задать вопрос
Социально-педагогическое и психологическое
сопровождение личности обучающихся,
профессиональное самоопределение как педагогическая проблема
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития, т.е. вольно или невольно включается в социальные отношения, а в них, выступая в роли организатора развития личности с учетом социальной среды, - социально-педагогическую деятельность.
Психологическое сопровождение – вся система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения личности учащегося в ситуациях социально-педагогического взаимодействия, организованных в рамках образовательного учреждения.
Понятие «социально-педагогическое сопровождение» - одно из значимых в педагогической науке. Оно подчеркивает тот факт, что в процессе обучения, воспитания и развития личности нужно использовать не только педагогические средства, возможности педагога, способности обучаемого или воспитанника, как отдельной личности, но и широкие возможности социальной среды, социума, как дополнительного педагогического средства воздействия на личность. Оно отражает взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с социумом, реализацию его потенциальных возможностей в педагогическом процессе.
Социально-педагогическое сопровождение не подменяет образовательный процесс, оно способствует адаптации учащегося к образовательному процессу, его интеграции в социокультурную среду образовательного учреждения, успешному овладению профессией.
Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях среднего профессионального образования является обеспечение профессионально-личностного развития учащихся.
Практическая цель работы социально педагогического и психологического сопровождения – содействие личностному росту и профессиональному становлению учащихся.
Основная задача - формирование самостоятельной, ответственной, психологически здоровой и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся также являются:
- предупреждение возникновения проблем развития;
- помощь в решении актуальных задач обучения и социализации;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие социально-психологической компетентности.
Основными направлениями деятельности социально-педагогического и психологического сопровождения являются:
Психологическая диагностика – изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся с целью:
- выявления возможных причин возникновения проблем в процессе обучения;
- выявление учащихся «группы риска»;
- определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
- определения индивидуального стиля познавательной деятельности.
Психологическое консультирование – оказание психологической помощи в специально организованном процессе психолога и учащегося, в ходе которого оказывается помощь:
- в самопознании;
- в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей;
- в формировании новых установок и принятии собственных решений;
- в формировании мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности;
- в формировании адекватной самооценки и адаптации в реальных жизненных условиях и т.д.
Профилактическая работа – содействие полноценному психическому развитию учащихся:
- профилактика актуальных социальных проблем наркомании, алкоголизма, СПИДа, венерических заболеваний с привлечением специалистов;
- профилактика конфликтов;
- профилактика депрессий и суицидов;
Методическая работа – направлена на решение следующих задач:
- составление блока психодиагностических методик для диагностики учащихся первого курса;
- разработка материалов для учащихся по проблемам обучения;
- подготовка методических материалов для помощи в проведении кураторских часов в группах;
- разработка методических рекомендаций по вопросам воспитательной работы для преподавателей, кураторов.
Психокоррекционная работа – систематическая работа психолога и социального педагога с учащимися, имеющими отклонения в психическом и личностном развитии, а также с учащимися, отнесенными к категории «группы риска». Коррекционная работа может осуществляться в форме индивидуальных и групповых занятий в форме тренингов.
Работа коллектива колледжа по социально-педагогическому
и психологическому становлению личности учащихся
Целью психолого-педагогического сопровождения учащихся является максимальное содействие профессионально-личностному развитию каждого.
Приоритетные направления работы связаны с определенными периодами обучения. Их выбор обусловлен проблемами, сопровождающими развитие учащихся.
1 направление – адаптация первокурсников.
Цель: профилактика и коррекция дезадаптации у первокурсников.
Задачи:
1)содействие социально-психологической адаптации в новом коллективе;
2) формирование устойчивой мотивации учебной деятельности;
3) сплочение коллектива учебной группы.
Содержание работы:
- психологическая диагностика;
- социологические опросы;
- проведение часов общения в группах;
- консультации для кураторов групп на темы: «Характеристика детей подросткового и юношеского возраста», «Социально-педагогическая дезадаптация и связанные с ней трудности обучения», «Психологические особенности учебного коллектива»;
- проведение адаптационных тренингов для учащихся;
- составление методических рекомендаций для кураторов учебных групп.
Содействие успешной адаптации.
Посредством социологических опросов и стандартных диагностических процедур проводится изучение особенностей адаптации учащихся, интересов и затруднений в учебной деятельности.
Результатом является составление социального портрета учащихся конкретной группы, изучение социально-психологической комфортности учащихся, консультирование кураторов групп по вопросам планирования внеклассных мероприятий и проведение психологических занятий в рамках кураторских часов. Включение адаптационных тренингов в образовательный процесс позволяет видеть учащегося независимо от оценок его учебно-профессиональной деятельности, понимать его индивидуальность, включить его в систему отношений, привлекать к значимой совместной деятельности, изменять место учащегося в структуре межличностных отношений в коллективе сверстников.
Материалы из опыта работы социального педагога Столяровой О.М. по адаптации первокурсников 2008 года набора представлены далее в данной работе.
Индивидуальное сопровождение учащихся.
На первом курсе неизбежно выявляется контингент учащихся, требующих индивидуального подхода. При организации работы с данной категорией детей применяется комплексный подход. Учитываются социальные, педагогические и психологические затруднения как ребенка, так и его семьи.
2 направление - профессиональное самоопределение.
Цель: дальнейшая профессионализация.
Задачи: содействие формированию профессиональных целей и способностей к их реализации.
Содействие профессиональному становлению.
Проблема профессиональной востребованности выпускников средних специальных учебных заведений в условиях жесткой конкуренции тесно связана не только с качеством подготовки, но и уровнем личностного развития. Настоящей находкой для любого работодателя являются молодые специалисты, умеющие ставить цели в своей работе. Планировать их достижение и брать на себя ответственность за результаты, обладающие коммуникативными навыками и перспективным мышлением. Поэтому система подготовки выпускников должна затрагивать вопросы личностного и профессионального самоопределения, самобытности и индивидуальности в профессии.
Будущие специалисты подводятся к пониманию путей к овладению педагогической профессией, становления собственного профессионального «Я», личностной и профессиональной самореализации через осмысление сущности и специфики педагогической деятельности, ее гуманистических целей и идеалов, осмысление воздействия личности воспитателя на становление личности ребенка. Эти задачи решаются в ходе преподавания таких учебных дисциплин, как «Введение в специальность», «Педагогика», «Психология».
В данной работе представлены материалы комплексов методического обеспечения из опыта преподавания тем «Педагог: личность и профессия» (Богатырева А.А., дисциплина «Педагогика») и «Личность педагога детского дошкольного учреждения» (Арабаджи С.В., дисциплина «Психология»).
Формирование профессионально-значимых качеств личности, необходимых для педагогического общения и межличностных отношений, снятие барьеров в сфере общения, овладение навыками, необходимыми для проектирования коррекционно-развивающей деятельности педагогов в работе с детьми и взрослыми происходит на факультативных занятиях, таких как «Основы педагогического мастерства», «Психология общения (практикум)». В данной работе представлена программа факультативного курса «Психология общения (практикум)», разработанная и апробированная преподавателем колледжа Богдановой Т.И.
Формированию понятий о личности как уровне развития индивида, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей: развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, владение навыками общения; представлений о роли семьи в воспитании детей, её педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей, а также вооружению юношества конкретными знаниями и умениями по самовоспитанию и воспитанию детей способствует изучение факультативного курса «Этика и психология семейной жизни», разработанного преподавателем колледжа Дойлидовой Л.И.
Огромный потенциал в решении проблем социально-педагогического и психологического сопровождения личности учащихся, их профессионального самоопределения имеет внеурочная деятельность педагогических работников колледжа.
Материалы из опыта работы по организации и проведению тематических часов куратора: «Тайны декоративно-прикладного искусства» (Клочкова Н.Н.), «Путь в профессию,или они учились в нашем колледже» (Столярова Н.А.), «Мое профессиональное настоящее и будущее» (Семенова Е.П.); воспитателя общежития «Диалог с веком: нет вредным привычкам!» (Билиба Л.И.), библиотекаря колледжа «Самовоспитание – успех моего будущего» (Видасева Л.Н.) представлены далее в нашей работе.
Таким образом, вся работа социально-педагогического и психологического сопровождения учащихся, их профессионального самоопределения представляет собой комплексную модель, которая с одной стороны интегрирует диагностику, консультативную работу, профилактическую работу, тренинги и с другой стороны вовлекает в модель сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, преподавателей, кураторов.